Директор:
Подрезова Елена Геннадьевна
Контактный телефон: 8 (48266) 5-13-91
Адрес электронной почты:
Сегодняшний разговор был посвящен Всемирному дню театра, который отмечается 27 марта.
Наверное, кто-то находит в театре ответы на сложные жизненные вопросы, кто-то приобретает новые знания, кто-то переживает сильные эмоции, а кто-то просто получает эстетическое удовольствие… Но совершенно точно театр заставляет всех нас думать и сопереживать. Современный театр — это разнообразие жанров и синтез самых разных видов искусства: музыки, хореографии, литературы, живописи
Реформатором русского театра был Константин Сергеевич Станиславский. Без него сложно представить себе современный театр. В этом году мы празднуем юбилей этого выдающегося человека, реформатора театра, актера, режиссера и педагога.
Константин Сергеевич создал знаменитую на весь мир актерскую систему, на принципах которой до сих пор основывается методика подготовки актеров в театральных вузах. Простыми словами, это метод обучения актера, который позволяет достоверно играть, или «проживать», роль. То есть существовать так, чтобы зритель верил мыслям, чувствам, поступкам персонажа. Станиславский первый проанализировал и разделил два противоположных метода сценической игры. Они получили названия: «искусство представления» и «искусство переживания».
Первый метод сосредоточен на форме, внешнем воспроизведении жизненных процессов. Второй стремится к воспроизведению психологии или внутренней жизни персонажа.
Искусство представления – это отточенный навык, чувство, пережитое ранее и отшлифованное до совершенства, заученная форма. Актер ее воспроизводит на сцене. Актер живет на сцене повторными чувствами, реализуя их через специальные актерские техники.
Искусство переживания – умение вжиться в роль, понять характер, мысли, эмоции персонажа и воссоздать их подлинную сущность как во время самостоятельной работы и репетиций, так и в ходе спектакля. Актер каждый раз испытывает настоящие чувства, находит внутреннюю мотивацию и объяснение действий своего персонажа и «переживает» их «здесь и сейчас».
Есть разные актерские упражнения, которые помогают справиться с такой непростой психологической задачей. Эти упражнения и предложил Константин Сергеевич в своей системе.
Внимание к деталям играет немаловажную роль в театральном искусстве. Внимание – базовый элемент актерской техники. Ведь именно с помощью внимания актер может управлять как своими внутренними процессами, так и внешней ситуацией – общаться с партнерами, учитывать все нюансы театральной действительности: декорации, реквизит, свет, звук.
Не менее важным для искусства, для актера является воображение. (Главный материал актерского искусства – действие, поэтому для актера фантазировать – значит внутренне проигрывать. Воображая, актер не вне себя рисует предмет своего воображения (как, например, живописец), а самого себя ощущает действующим в качестве образа.)
Будучи не только педагогом, но и театральным режиссером, Станиславский всегда требовал от актеров простоты, естественности, жизненной правды, перевоплощения в образ героя. Жизнь актера на сцене, по мнению Станиславского, должна быть без малейшего намека на фальшь и притворство. Во время спектакля зритель должен забыть, что он находится в театре, верить и сопереживать всему, что он видит на сцене.
Если же актер не овладевал мастерством правдоподобности игры, его работа оценивалась знаменитым высказываем Станиславского: «Не верю!» .А еще Станиславским был предложен термин, который теперь широко используется в сценическом искусстве – «сверхзадача».
На самом деле, сверхзадача – это высшая цель, ради которой создается спектакль. Ведь самая простая и очевидная цель театра – это рассказ истории, когда-то написанной автором. Станиславский настаивал на том, что актер и режиссер не должны быть просто «передатчиками информации», марионетками. Они должны вкладывать в создаваемый спектакль свой личный смысл, ради которого им будет интересно работать.
То есть, создавая роль Гамлета, артисту нужно не только рассказать о том, как принц мстит за убитого отца-короля. С помощью своей игры актер может рассказать о духовности, о высшем чувстве справедливости, которое сильнее страха смерти, о важности принятия решений… Да мало ли еще о чем. В этом и будет его актерская личная сверхзадача. Иными словами, это цель, к которой стремится актер. Он задает себе вопрос: для чего я сегодня выхожу на сцену, что хочу сказать зрителю, чем мечтаю поделиться.
Театр – это особый мир искусства, в котором мы получаем уроки художественной красоты, где мы переживаем глубокие чувства, задумываемся о смысле жизни. Посещать театры, смотреть захватывающие постановки, видеть игру гениальных актеров, разбираться в тонкостях театрального искусства – это всегда интересно, это делает богаче наш духовный мир. Но еще интереснее – попробовать сыграть самим, поставить свою постановку: в школьном театральном кружке или даже в классе. И это совсем несложно. Стоит только начать. И для этого в нашей стране создано много возможностей.
Разговор о театре хочется закончить еще одной фразой К. С. Станиславского: «Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь».