Директор:
Подрезова Елена Геннадьевна
Контактный телефон: 8 (48266) 5-13-91
Адрес электронной почты:
«От А до Я. 450 лет «Азбуке» Ивана Федорова» – так звучала тема занятия «Разговоры о важном», которое в прошло в нашей школе 9 января.
На занятии школьники узнали о том, что Иван Федоров – основатель книгопечатания в России, создал 450 лет назад (в 1574 году) «Азбуку», первое печатное пособие для начального обучения. Первопечатник выработал универсальную структуру книги и наполнил ее оригинальным содержанием, и его творческие находки использовались авторами русских азбук и букварей на протяжении столетий. С развитием книгопечатания в русской культуре и просвещении началась новая эпоха, история создания и распространения печатных книг.
В «Азбуке», напечатанной 450 лет назад, было 40 листов, 80 страниц. Первые страницы знакомили детей с буквами, а затем шли страницы, с помощью которых можно отработать чтение слогов. Потом страницы, на которых раскрывались некоторые особенности изменения слов. И, наконец, страницы с текстами, которые помогали закрепить навык чтения, эти тексты, конечно, отличались от современных. На последних страницах азбуки Иван Федоров разместил поучения, часть которых была адресована детям, другая же предназначалась для их родителей и воспитателей. Печатная Азбука стала доступнее, и большее число людей становилось грамотными и просвещенными.
В XVI веке первой буквой алфавита была буква А (аз), последней буквой русского алфавита была V (ижица), поэтому тема занятия звучала бы не «От А до Я», а «От Аз до Ижица». Школьники сравнили современный алфавит с «Азбукой» Ивана Федорова. В «Азбуке» Ивана Федорова было 45 букв, а сейчас у нас – 33 буквы. Дело в том, что наш первый алфавит был создан на основе греческого языка, поэтому использовались некоторые буквы для звуков, которых не было в нашем языке. В XVIII веке, когда Петр I предпринял пересмотр русской азбуки, были убраны некоторые буквы, например, пси, кси, фита, юс малый, юс большой.
В XVI веке буквы использовались и для обозначения цифр, от Аз и до Фиты шли цифры от 1 до 9, от Како – десятки, от Рцы – сотни. Таким образом, например, число девятьсот тридцать семь мы бы записали как ЦЛЗ. Петр Первый ввел привычные нам арабские цифры.
Урок расширил представления детей об истории родной страны, истории обучения грамоте, о роли Ивана Федорова в развитии культуры и просвещения страны; сформировал уважительное отношение и интерес к людям, внесшим вклад в развитие страны и просвещение народа; способствовал расширению читательского кругозора и осознанию значения чтения в жизни современного человека.