Директор:

Подрезова Елена Геннадьевна

Контактный телефон: 8 (48266) 5-13-91

Адрес электронной почты: 

elenagennadevna.podrezova@mail.ru

Официальный сайт Рособрнадзора

Госуслуги. Решаем вместе
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
РОСПОТРЕБНАДЗОР


Электронный журнал

Сайт Министерства просвещения РФ


ЦОС Моя Школа

Российская электронная школа

ГБУ "Областной Центр "Семья" г. Тверь


Электронные услуги

Наши партнеры

Сайт Министерства науки и высшего образования РФ


 

 

Сайт министерства образования Тверской области

Запись в кружок

Участник проекта

 

 

 


 

«От А до Я. 450 лет «Азбуке» Ивана Федорова»

«От А до Я. 450 лет «Азбуке» Ивана Федорова» – так звучала тема занятия «Разговоры о важном», которое в прошло в нашей школе 9 января.

На занятии школьники узнали о том, что Иван Федоров – основатель книгопечатания в России, создал 450 лет назад (в 1574 году) «Азбуку», первое печатное пособие для начального обучения. Первопечатник выработал универсальную структуру книги и наполнил ее оригинальным содержанием, и его творческие находки использовались авторами русских азбук и букварей на протяжении столетий. С развитием книгопечатания в русской культуре и просвещении началась новая эпоха, история создания и распространения печатных книг.

 В «Азбуке», напечатанной 450 лет назад, было 40 листов, 80 страниц. Первые страницы знакомили детей с буквами, а затем шли страницы, с помощью которых можно отработать чтение слогов. Потом страницы, на которых раскрывались некоторые особенности изменения слов. И, наконец, страницы с текстами, которые помогали закрепить навык чтения, эти тексты, конечно, отличались от современных. На последних страницах азбуки Иван Федоров разместил поучения, часть которых была адресована детям, другая же предназначалась для их родителей и воспитателей. Печатная Азбука стала доступнее, и большее число людей становилось грамотными и просвещенными.

В XVI веке первой буквой алфавита была буква А (аз), последней буквой русского алфавита была V (ижица), поэтому тема занятия звучала бы не «От А до Я», а «От Аз до Ижица». Школьники сравнили современный алфавит с «Азбукой» Ивана Федорова. В «Азбуке» Ивана Федорова было 45 букв, а сейчас у нас – 33 буквы. Дело в том, что наш первый алфавит был создан на основе греческого языка, поэтому использовались некоторые буквы для звуков, которых не было в нашем языке. В XVIII веке, когда Петр I предпринял пересмотр русской азбуки, были убраны некоторые буквы, например, пси, кси, фита, юс малый, юс большой.

В XVI веке буквы использовались и для обозначения цифр, от Аз и до Фиты шли цифры от 1 до 9, от Како – десятки, от Рцы – сотни. Таким образом, например, число девятьсот тридцать семь мы бы записали как ЦЛЗ. Петр Первый ввел привычные нам арабские цифры.

Урок расширил представления детей об истории родной страны, истории обучения грамоте, о роли Ивана Федорова в развитии культуры и просвещения страны; сформировал  уважительное отношение и интерес к людям, внесшим вклад в развитие страны и просвещение народа; способствовал расширению читательского кругозора и осознанию значения чтения в жизни современного человека.