Директор:
Подрезова Елена Геннадьевна
Контактный телефон: 8 (48266) 5-13-91
Адрес электронной почты:
На очередном занятии «Разговоры о важном», стартовавшем 17 октября, младшие школьники узнали о празднике «День музыки», который ежегодно отмечается 1 октября. Праздник придумал Дмитрий Шостакович. Композитор считал, что День музыки поможет объединить представителей разных культур и направил в ООН письмо с предложением создать подобное торжество. В 1973 году Международный музыкальный совет при ЮНЕСКО официально учредил праздник 1 октября. В России Международный день музыки официально начали праздновать в 1996 году, когда исполнилось 90 лет со дня рождения Дмитрия Шостаковича. Теперь 1 октября стал праздничной датой для музыкантов во всем мире.
Символом музыкальной России считается балалайка. Когда она появилась, точно неизвестно. Но уже в записках арабского путешественника Ахмад ибн Фадлан, жившего в Х веке, есть упоминание о балалайках у русских купцов. А к XVIII веку этот музыкальный инструмент стал самым популярным в нашей стране. Учащимся 5-7 классов также рассказали о таких музыкальных инструментах, как гусли, жалейка, рожок и др. В фольклорной музыке воплощается душа народа, поэтому мелодии каждого этноса уникальны, как и музыкальные инструменты.
Школьники 7-9 классов на занятии погрузились в мир музыки, поразмышляли, почему разные люди любят разную музыку, можно ли выразить музыку с помощью цвета. Они вспомнили, какие синтетические виды искусства существуют, и подумали, какова в них роль музыки. В ходе беседы о классической музыке, ребята выяснили, что это чаще музыка инструментальная. Если слова помогают понять смысл, то классика требует размышлений и времени, чтобы уловить содержание.
Дети также узнали об истории Седьмой симфонии Шостаковича. В первые месяцы Великой Отечественной войны Дмитрий Шостакович работал профессором в консерватории. Фронт был все ближе, и композитор записался в добровольную пожарную дружину – тушил зажигательные бомбы. В это время Шостакович писал одну из самых известных своих симфоний – Ленинградскую. Автор закончил ее в эвакуации в Куйбышеве в конце декабря 1941 года. Весной 1942 эвакуированный оркестр Большого театра впервые исполнил Седьмую симфонию. Для исполнения симфонии в Ленинграде оркестр собирали с большим трудом. Из ленинградских репродукторов доносились просьбы к музыкантам явиться на регистрацию. Слабый и больной дирижер Карл Элиасберг обходил госпитали в поисках музыкантов. И 9 августа 1942 года симфония прозвучала в блокадном Ленинграде. Очевидцы рассказывали, что ее транслировали из всех приемников и громкоговорителей как символ непокоренного города. Существуют свидетельства о том, что уже после войны несколько бывших немецких солдат при встрече с дирижером Карлом Элиасбергом сказали, что, услышав его симфонию, поняли, что проиграли войну.
Со старшеклассниками поговорили о разных музыкальных направлениях и различных музыкальных вкусах. В ходе беседы они обсудили фразу «о вкусах не спорят». Речь также шла о музыкальных стилях, направлениях и жанрах, которые ассоциируется с конкретной страной. Например, итальянская опера, американский джаз.
Так, русский балет навеки вошел в мировую сокровищницу культуры. Уникальность этого жанра в том, что здесь музыка переплетается с другим видом искусства. Это синтез музыки и пластического движения, танца. Школьники узнают, что балет пришел в Россию из Франции и за очень короткое время стал любимым зрелищем многих российских императоров. В XVIII веке русские аристократы и сами осваивали искусство танца, чтобы участвовать в ассамблеях, балах. О балете писали русские поэты. Так же как Петергоф создавался по образцу Версаля, но значительно превзошел его по роскоши и великолепию, так и русский балет, опираясь на традиции, канонизированные при дворе короля Людовика XIV, был доведен до совершенства на сцене российских императорских театров.
Классический русский балет имел довольно жесткую структуру спектакля. Музыка в нем должна была четко следовать за требованиями, связанными с количеством исполнителей на сцене, сменой темпов, технически ярких элементов сольных партий и условностями массовых сцен. «Лебединое озеро» Петра Чайковского – самый известный балет из всего мирового балетного репертуара.
Первым неклассическим, а потому считавшимся «некрасивым» балетом, стал «Петрушка» И. Стравинского. Проходит всего два десятилетия, и эпатаж Стравинского сменяется «новой классикой» С. Прокофьева. Балет Прокофьева «Ромео и Джульетта» стал первым опытом постановки на балетной сцене трагедии (не сказки, не мифа, но трагедии во всей полноте и сложности жанра). В Европе распространилось нечто вроде «лихорадки “Ромео”»: все ведущие хореографы считали своим долгом поставить балет Прокофьева – и волей-неволей в отдельных чертах повторяли московский спектакль.
В завершении занятия дети подвели итог о роли музыки в жизни человека.